Нам 5 лет [2020 г.]. С чего все начиналось?
В период с 15 по 25 февраля транспортно-справочному ресурсу rubtrans.ru исполняется ровно 5 лет [2020 г.]. Сайт был запущен в начале 2015 г. Какое-то время он находился в пилотном режиме работы, но с тех пор много чего изменилось. Хотим немного вспомнить яркие моменты из его истории, и отчасти, нашей.
Расписания транспорта в те времена размещались на разных источниках. Графики городских маршрутов обычно смотрели на страничках публикаций интернет-изданий, а пригородных – только на информационных стендах автостанций и автовокзалов, непосредственно у касс. Сфотографировать и выложить в социальную сеть, тогда было не в порядке вещей. Такой быстрой коммуникации между людьми еще не существовало. Другие же (редкие) графики располагались только на остановках.
Все это мешало ориентироваться среди обилия транспорта, которого в те времена было гораздо больше, и ходил он регулярнее, надо справедливо отдать этому должное. Мы сами задавались вопросами – а как же ходит эта «маршрутка», по каким улицам? А какие у нее остановки?
Про альтернативные источники.
Впервые точные графики транспорта появились на сервисе интернет-поисковика, правда, это были электрички в Москве и области. Далее расписания распространились на такие областные города как — Ярославль. Но вот не задача – для Рыбинска ничего подобного не существовало. Между тем, особый вклад в эту работу внес Максим. Благодаря его усилиям маршруты и расписания пригородных поездов добрались и до Рыбинска, происходило это во времена курсирования пригородных поездов сообщением — «Ярославль – Сонково», если кто еще помнит.
Наряду с этим, в Рыбинске существовало много инициатив по тематике транспорта. Одна из них – сайт Димы. На нем публиковались самые актуальные объявления и новости, связанные с работой общественного транспорта. На сайте Димы можно было узнать самую редкую, но очень нужную и полезную информацию. От расписания до стоимости проездных билетов.
В 2014 году работа в этой области не остановилась, вместе с ребятами одного справочного сайта Рыбинска, под названием «Fishburg/Fishtown» – усилия двух сайтов-единомышленников объединялись, дополняя друг друга, нужным пользователю, контентом. Главный результат того времени– точное расписание автобусов 500э на Яндексе. Затем добавились и другие маршруты. В ту пору мы очень этого хотели, это было очень и очень удобно. Но вернемся к нашим разработкам.
Про идею общего сайта..
Идея создать общий сайт витала в наших умах до конца 2014 года и к декабрю впервые образовалась некоторая команда. Теперь вы ее знаете как — команда rubtrans.ru. Это наименование достаточно условное. Помимо нескольких основных руководителей, в нее входят и все те, кто помогает в сфере транспорта. Это бывает разовая помощь, а бывает и на постоянной основе. Все эти люди и есть наша команда. Также в нее входят фотографы и многие другие.
С чего же мы начинали? Создать сайт с «абы-каким» расписание нам не хотелось. С тех пор зародилась первая основная традиция – проверять всю информацию и не один раз. Это самое важное правило, которым мы руководствуемся и по настоящий день. Чтобы расписание появилось на сайте — мы его проверяем несколько раз. Например, на наличие опечаток, не выполняемых (фантомных) рейсов и другого прочего. Ошибки допускаются всеми, а в транспортной номенклатуре – тем более. Разбираться в маршрутах – целое искусство, без преувеличения.
Про Ярославль.
Ровно через полгода к нам «подключился» и Ярославль. Мы нашли единомышленников и в областном центре. Только благодаря этому два крупных города получили единый справочный инструмент. Во многом наши порталы схожи и работают на одних алгоритмах.
Техническая часть.
Перед нами, как создателями, стояла и техническая задача (техническая реализация). Как же все это сделать удобно и красиво? Первый год был самый сложный в части отладки мобильной адаптации. Подборке всевозможных дизайнерских решений. Год неудач, проб и ошибок.
Что такого в расписаниях, спросите вы? К графикам, в первую очередь, нужны были прогнозы. Мы хотели сделать расписания не только доступными онлайн-цифрами, а и полезным применением на практике.
Перед нами стояла задача – создать базы данных и структуру. С декабря по февраль велось проектирование. Первую страничку свет увидел 15 февраля 2015 г. и она была неказиста, однако первоначальная структура была уже создана. Пользоваться таким сайтом (с минимальным функционалом) мало кто хотел. 25 февраля того же года мы объявили о запуске мобильного сайта.
Первые два года обновлять информацию на сайте было по-настоящему трудно, особенно с учетом оперативных правок, не говоря об изыскательской работе. Все это связано с не оптимизированным кодом и не развитой структурой программного кода. Мало кто знает, но мы провели не мало бессонных ночей для того – чтобы все это привести в более – менее рабочий вид.
О точности данных.
Когда-то мы столкнулись с тем, что нам не хватает данных (для баз) и их нужно было получить. Но как? Речь идет о данных, полученных опытным путем (эмпирическим). Они, кстати, нужны даже в таких системах по отслеживанию — как GPS-трекинг, особенно это касается общественного транспорта.
Наша интерактивная карта – это результат усердной работы ушедшего 2019 г. В ней отражены все наши многолетние навыки и знания. Это наш концепт, если хотите. Эта карта помогает ориентироваться в транспортной среде города ничуть не хуже тех, которые с GPS привязкой (сравнительные анализы это подтверждают). В любой такой крупномасштабной структуре (с элементами картографии) заложены не точности, поверьте это так. Ни одна современная карта не даст вам 100% точности. К данному функционалу мы еще вернемся в конце статьи.
По прогнозам можно сверять автобусы и троллейбусы.
Как не громко это звучит, но это действительно так. Наши алгоритмы достаточно точные и в этом мы убеждаемся каждый раз, при очередных проверках и замерах.
На пути к сервису.
Шло время, сайт набирал популярность, добавлялись новые функции, росла и нагрузка. Мы это понимали, и старались делать все возможное. Но наступил момент, когда сайт стал дико и медленно работать. Мы не хотели терять это удобное средство и думали — как же исправить ситуацию.
На третий год нам успешно удается перенести ресурс на выделенный сервер. Чтобы уйти от медленной загрузки и всех прочих «багов». Для нас – это еще один важный этап. Дата центры в Санкт-Петербурге обеспечивают данный запрос и полностью его удовлетворяют. С момента образования и по сей день расчетное время загрузки (предельное) составляет от 3 до 6 секунд. Это наши проектные данные. Есть и пиковые часы – но это временные трудности, хотя сайт справляется и с ними, благодаря некоторым решениям. Время от времени мы проводим оптимизацию по загрузке данных.
Год назад (в 2018 г.) мы подключили и город Тутаев. Как оказалось на практике, изучить информацию и разложить ее по полочкам – та еще дилемма. Но мы работаем над этим. В некоторых городах нашей области, к сожалению, нет нормальных официальных реестров (маршрутов). Это затрудняет ряд процедур, увы.
Мы — сервис, но не коммерческий! Это важно понимать, поскольку не оказываем услуг в сфере информирования и сфере транспорта. Любая наша деятельность – это волонтерство. Наш сайт – это вспомогательный инструмент для этого.
Почему мы одни?
Поверьте на слово, содержать такие ресурсы в актуальном состоянии очень колоссальная работа. Наша команда практически не знает выходных – она всегда в курсе транспортной, «поездной» обстановки, как бы сказали железнодорожники. Если хотите – это результат тех людей, которые искреннее верят в свое дело и стараются на его благо. Любая коммерческая составляющая – паразит. Нужно любить транспорт по-настоящему, чтобы для него создавать такие сайты.
Почему мы это делаем?
Это хобби. Это нам интересно. Мы рады помогать людям справочной информацией.
Небольшой бонус..
Настал черед коротко упомянуть о нашей карте-схеме. Для удобства загрузки и просмотра публикуем пилотный выпуск нового приложения на базе Android. Перед скачиванием, убедительная просьба, очень внимательно ознакомиться с описанием и возможностями. Надеемся, что это будет интересно и полезно. Ссылка (приложение временно не доступно для скачивания): https://play.google.com/store/apps/details?id=trans.updatetransport UPD: С 2023 г. прекращаем поддержку нашей карты-схемы по некоторым соображениям..
Спасибо всем!
Хотелось бы поблагодарить всех, кто нам помогает. Это уже большой круг лиц. Вся ваша помощь отражена в нашем, с вами, результате. Мы очень рады, что у нас у всех есть такой актуальный транспортный справочник (в ряде других стран о таком только мечтают)!
Желаю вам удачи в таком нужном и полезном деле для тысяч землякорв и гостей города! Спасибо!!
Благодарим вас за приятный отзыв! Ваша оценка крайне важна, она мотивирует развиваться) Спасибо!
Поздравляю с праздником 8 мара женщин в вашей команде! Думаю, что они в команде есть. Куда же без них.
Прекрасный сайт! Пользуюсь только им, как узнал! Огромнейшее спасибо команде!!! Такой колоссальный труд по созданию сайта и по актуальности, да ещё и на волонтёрской основе…Восхищён Вами!!! Низкий поклон Вам!!!
Спасибо, мы очень рады такой оценке. Такие комментарии очень сильно мотивируют продолжать работу и развиваться дальше. В команде много человек, поэтому девушки и женщины тоже есть)) Вам спасибо, что пользуетесь нашим ресурсом, мы дорожим нашей аудиторией, нашими пользователями.
Спасибо за сайт. Только поправьте, пожалуйста, расписание автобуса 109 от Гаврилова — первый рейс наверное в 6-40.
Мы рады, что смогли вам помочь) Этот рейс на 06:40 чуть ниже в карточке маршрута (https://rubtrans.ru/?page_id=230&anc=42#anc-42) вынесен отдельно, поскольку с заездом в п.Майский. Спасибо за ваш отзыв!
По моему мнению это самый нужный сайт в нашем городе. Спасибо и удачи в благом деле !
Спасибо за ваш отзыв! Приятно слышать!